8 класс ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ (надомное обучение)

17.11 РАЗЛИЧЕНИЕ ШИПЯЩИХ З-Ж

Сравни звуки «Ж» и «З». Произнеси звук «Ж», затем «З» (можно произнести перед зеркалом). Что происходит с губами и языком, когда ты произносишь «Ж», а з затем «З»? Какой звук «Ж»? А какой «З»? (это звонкие согласные звуки). Чем они отличаются? (как они образуются; «З» – кончик языка за нижними зубами, «Ж» – язык в верхнем положении; губы: при «З» – улыбаются, при «Ж» – круглые, вытянуты вперёд; воздушная струя при произнесении «З» – холодное, «Ж» – тёплая)

 

Можно посмотреть видео учителя логопеда по данной теме урока:

https://youtu.be/JznqRJ1sGsE

 

За - жа,

жо - зо ,

зу - жу ,

жи - зы,

зал - жал

луза - лужа

залей - жалей

везу - вяжу

роза - рожа

рожок - разок

наживать - называть…

Упражнения устно:

1. Закончи слово нужным слогом:

ЖА (ЗА): неве..., бере..., мимо..., подли..., лы..., кра..., зано...;

ЖИ (ЗЫ): арбу..., мор..., черте..., гара..., моро..., карни...

 

2. Замени слово новым так, чтобы оно начиналось со звука [з] или [ж]

 

лягушка … (жаба)

зной … (жара)

ограда … (забор)

животное … (зверь)

грубый … (жестокий)

дом … (здание)

 

Выполни упражнение в тетради:

Спиши предложения ниже и закончи предложение нужным по смыслу словом.

Лесной житель с длинными ушами …  .                            заяц

Кличка собаки из сказки «Репка» …  .                               Жучка

Животное, обладающее самой длинной шеей … .            жираф

Парк, где можно встретить различных животных … .     зоопарк

*************************************************************************

10.11 ВЫДЕЛЕНИЕ СЛОВ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ

https://youtu.be/vmSlsZgswCA

Загадка:

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей (азбука)

Тридцать три сестрички

Ростом невелички,

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет (алфавит)


Почему важно знать порядок расположения букв?

(Чтобы быстро находить нужную информацию.)

Как по-другому называют алфавит? (Азбука.) Сколько букв в алфавите? Какая буква в алфавите пятая? Какая десятая? Какая буква стоит перед буквой Л? За буквой Л? Какая буква стоит перед буквой У? Какая за ней? 


Выполни задание устно: прочитай слова, назови их одним словом, расположи их в алфавитном порядке:

Георгин, жасмин, алоэ, вьюнок (алоэ, вьюнок, георгин, жасмин)


Домашнее задание:

прочитай слова, как можно назвать слова одним словом (растения), спиши их в алфавитном порядке:

Цветы, хурма, фиалка, укроп, тополь, смородина, репа, подсолнух.

 

Выбери правильный ответ:

Поставь знак +, где правильный ответ

1. Алфавит – это буквы

 

2. Алфавит – это все буквы

 

3. Алфавит – это все буквы, расположенные по порядку

 

 

***********************************************************************












01.09. ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

https://ok.ru/video/1659376831040

Игра «Угадайка»

П н л, с р к , к р н д ш, дск. (пенал, карандаш, доска)

Какие это звуки (буквы)? (Согласные)

Что это за слова?

Задание:

На реке у берега стоял ______. Спелый _____упал на землю. Ребята бежали на ________. У Алёши в руках был _______. Мальчик гонит гусей на _______.

Слова для справок: плод, плот, прут, пруд.

Домашнее задание:

Составь и запиши предложения со словами молод, молот.

 

******************************************

08.09. РАЗЛЕЧЕНИЕ ЗВУКОВ Р-Л

Послушайте слова, скажи какой согласный звук ты слышишь в каждом слове:

 Рак, борода, корова, помидор.

Улыбка, стекло, колобок, лопата.

- О каких звуках мы будем говорить? Что можно сказать о звуке «Р», «Л»?

 

Послушай стихотворение. Я задам после прослушивания несколько вопросов.

Радуга.

Солнце светит, дождь идёт,

В небе радуга цветёт.

Над рекой она взошла,

Радость людям принесла.

Речка краше сразу стала,

Разным цветом засияла.

- Как называется стихотворение? Что появляется на небе, когда одновременно идёт дождь и светит солнце? Где взошла радуга? Что она принесла людям? Какой звук я выделяла голосом? О каком звуке мы будем говорить?

- Дай характеристику звуку «Р» (согласный, звонкий)

-Чем согласные звуки отличаются от гласных?

- Назови слова со звуком «Р» (радуга, рекой, радость, принесла, речка, краше, сразу, разным).

- Назови слова, в которых звук «Р» мы слышим в начале слова (радуга, рекой, радость, речка, разным).

- Назовите слова, в которых звук «Р» мы слышим в середине слова (принесла, краше, сразу).

- Назовите слова, в которых звук «Р» твёрдый (радуга, радость, краше, сразу, разным).

- Назовите слова, в которых звук «Р» мягкий (рекой, принесла, речка).

- Какой звук я выделяла голосом?

- О каком звуке мы будем говорить?

- Дайте характеристику звуку «Л» (согласный, звонкий).

- Чем согласные звуки отличаются от гласных?

- Назовите слова со звуком «Л» (солнце, взошла, людям, принесла, стала, засияла).

Составьте словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Буквы «Р» подчеркни одной чертой, букву «Л» - двумя чертами:

солёные                                               клюква

Золотая                                                 завтрак

Крупная                                                рыбка

Протёртая                                             помидоры

Кислая                                                  фасоль

Красные                                                смородина

Полезный                                              пузырь

Большой                                                огурцы

 

Домашнее задание: (списать, подчеркнуть буквы р-л)

мир – мил              укор – укол                  

порка – полка        пороть – полоть          

порог – полок       варка – валка                

барка – балка        жарко – жалко              

корка – колко        мерка – мелко              

ирга – игла            зарок – залог                

 

***********************************************

15.09 ПРЕДЛОГИ: У-ЗА

 

С помощью, данною пособия, объяснить значение предлогов:

С – движение предмета вниз

ИЗ – движение предмета из границ чего-либо

У – нахождение предмета рядом с чем-либо

ЗА – нахождение предмета позади другого предмета

НАД – нахождение предмета вверху над чем-либо

 

 

Как предлоги пишутся со словами?

Упражнение. Заполни пропуски нужными предлогами (у-за):

1. Сразу ___ домом начинается лес.

2. ___ нашего огорода протекал небольшой ручей.

3. Собака спряталась ____ дверь.

4. Жил старик со своею старухой ___ самого синего моря.

5. Мы будем ждать вас ___ входа в кинотеатр.

6. ____ горой протекает река.

 

Упражнение письменно:

(в)кв…ртире, (из)к…рзины, (на)т…релке, (с)т…варищем, (за)яг…дами 

- Как нужно написать слова с предлогами? Вставить пропущенную букву.

Домашняя работа:

Спиши упражнение вставь пропущенные предлоги:

Жители поселка собрались … магазина.

Мальчик спрятался … домом.

… куста растёт ромашка.

Возле речки, … мостом – сохнет мокрый рыболов.

… реки в тоске сидит, сохнет, мёрзнет и грустит.

*******************

22.09 СПИСЫВАНИЕ ПЕЧАТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ



Спиши следующий текст в тетрадь:

Хорошо в лесу в жаркий летний день! Высокие сосны развесили иглистые вершины, а зелёные ёлочки выгибают длинные колючие ветки. Красуется белоствольная берёза с душистыми листочками. Дрожит серая осинка. Коренастый дуб раскинул шатром свои вырезные листья. Из травки глядит беленький глазок чудесной земляники. Стоишь и волнуешься природой.

 

Домашнее задание: списать данный ниже текст

В этом лесу всегда стоит шум. Это старый и дремучий бор. Высокие сосны с красными стволами стоят плотной ратью. Сквозь сосновые иглы из почвы пробиваются яркие папоротники. Пышные причудливые величавые раскинули они свои крупные резные листья. В нос бьёт запах грибов воды и хвои. В такие минуты человек ощущает себя частью природы.

******************************

29.09. ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ, ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В СЛОВАХ.

Ответь на вопросы:

– Какие бывают звуки? (Гласные и согласные.)

– Назови гласные. Сколько их? Почему их называют гласными?

– Назови согласные. Почему их называют согласными?

– На какие группы делятся согласные звуки? (Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.)

– Звуки мы … (произносим и слышим).

– Буквы … (пишем и читаем).

Я называю слово. Назови в слове гласный звук:

Суп, сын, соль, ком, руль, бык, пил, час, лил рад, трон, друг.

Отгадай загадки. Назови гласные буквы в отгадках:

1) В зоопарке он теперь. Полосатый хищный зверь (тигр)

2) Сидит дед в шубы одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает (лук)

 

Упражнение, спиши загадки, подчеркни в отгадках гласную букву:

3.) Кто зимой холодной, ходит злой, голодный (волк)

4) Живёт в норке, грызёт корки, короткие ножки, боится кошки (мышь)

5)Чудо грива, чудо хвост. Мчит по лугу, словно ветер. Прокачу, садитесь, дети! (конь)

6) Под корягою живёт он, прячет длинный ус под воду. (сом).

 

Домашнее задание:

Спиши слова, подчеркни гласную букву в первом предложении:

Зоопарк

В воскресенье мы поехали в зоопарк. Папа любовался большим попугаем с яркими перьями. Мне больше всего понравилась семья обезьян. Я угостил ловкую обезьянку яблоком. Она быстро села яблоко и еще попросила угощенья. Братья дали зверькам вкусного печенья.


 

*******************

06.10 СЛОВА, КОТОРЫЕ РАЗЛИЧАЮТСЯ ОДНИМ ЗВУКОМ

 Прочитай, какую букву нужно поставить вместо точек, назови эту букву:

Без …руда не вытащишь и рыбку из …руда. (т, п)

Ко…а есть сочную траву. Папа ко…ой косит траву на лугу. (з, с)

В пруду живет большой …ак. На клумбе рассвел алый …ак. (р, м)

Мама мыла ра…у.  У Саши забинтована ра…а. (м, н)

 

Упражнение, придумай и напиши предложения со словами; подчеркни в словах согласную букву:

игра-игла, майка-зайка, удочка-уточка,

 

Домашнее задание, придумай и напиши предложения со словами, подчеркни в словах согласную букву:

нора-кора, капля-цапля

 

******************

13.10 СЛОВА, КОТОРЫЕ РАЗЛИЧАЮТСЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ ЗВУКОВ

 

Упражнение «Угадай-ка»

На доске записаны слова и буквы в скобках:

…арта, …арта (п, к)

Какие буквы из скобок нужно добавить, чтобы получились слова?  

В каждом слове пропущена первая буква. Какое слово у нас получится, если первой буквой мы поставим букву п/к?

Подчеркни букву, которой они отличаются.

кит, кот

Получились разные слова, давайте их проговорим вместе. Обрати внимание, слова разные, а отличаются лишь одним звуком.

Мы составили схемы слов, каждый звук обозначается своим цветом и отдельным кружочком. Сколько звуков в слове «кит\кот»? Какой первый звук в слове «кит/кот»? Какой второй/третий звук в слове «кит/кот»?

- В чем отличие в словах «кит» и «кот»? Какие звуки у них отличается? У них разные вторые по счету звуки, а нам письме мы записываем буквы – в слове «кит», мы пишем букву «И», а в слове «кот» – «О»

 

Загадки:

Под крышей четыре ножки,

А на крыше – суп да ложки. (Стол.)

Чтоб Петрушка отдохнул

Быстро сядет он на … (стул).

 

Я символ власти, нужный королю.
Но если н на в сменить —
Я травку на лугу щиплю
И можете меня доить. (Корова –  корона)

 

С с я жажду утолю,
С к я нужен кораблю. (Сок – кок)

С буквой б я хвойный лес,

С в в чужой карман залез. (Бор – вор)........


С г я очень высока,

С н – жилище для зверька. (Гора – нора)


Я в геометрии фигура,
Но не овал и не квадрат.
Но к на д смени скорее,

И ты мне будешь страшно рад. (Круг – друг)


Я живу в дупле в лесу,
Грызть орешки я люблю.

Если сменишь е на у,
Я твой голод утолю. (Белка – булка)

****************************


Популярные сообщения из этого блога